Немалая часть домашних любителей кино при упоминании медиаплеера неизбежно ассоциирует его с брендом Dune. Такую популярность не объяснишь простой рекламой. Вероятно, привязанность видео- и аудиофилов к определенной торговой марке объясняется тем, что упомянутые медиаплееры в достаточной мере отвечают требованиям, которые предъявляются к аппаратуре для систематического воспроизведения домашней коллекции видео и аудио.
Разработчик же, со своей стороны, всячески поддерживает такую популярность, вовремя добавляя популярные функции в прошивки существующих устройств, а также разрабатывая и выпуская в продажу все более продвинутые модели плееров. Знающий пользователь скажет: новое — необязательно лучшее. Возможно, он будет прав. Но так ли это в данном конкретном случае, покажет только максимально всестороннее изучение всех качеств новой модели, в том числе банальных потребительских.
Рассматриваемая сегодня модель — уже не новинка. Более того, «главная» микросхема, или SoC, на которой построена основная функциональность плеера, была представлена еще в 2014 году. В отличие от компактного Dune HD Solo 4K, рассматриваемая модель выполнена в классическом размере, для установки «в стойку». А в качестве источников контента используется не только интернет, локальная сеть или переносные USB-накопители, но и целых два полноразмерных 3,5″ жестких диска, благодаря чему суммарный объем локальной медиабиблиотеки может достигать 20 терабайт. А ведь это более 400 образов Blu-ray дисков. Что уж говорить о так называемых «рипах», вероятное количество которых нельзя ни подсчитать, ни спрогнозировать.
Аппарат поставляется в большой жесткой картонной упаковке, внутри которой, зафиксированные пенопропиленовыми вставками, находится плеер и картонная коробка с аксессуарами.
Внутри обнаруживается необходимый минимум «запчастей». Предоставленный для тестирования набор был лишен некоторых кабелей, но это организационные мелочи — в магазине вы не встретитесь с недостачей.
Корпус аппарата изготовлен из металла с пластиковой лицевой панелью. В центре панели расположен OLED-дисплей с голубыми символами. Дисплей немногословен: на нем в одну строку выводится информация о текущем режиме работы плеера, а во время работы в файловом браузере на дисплее отображается название текущей папки или выбранного файла, в том числе на русском языке. Помнится, предыдущие модели плееров (не только Dune) в обязательном порядке снабжались дисплеями, где отображалась многострочная всевозможная информация о формате файла, времени воспроизведения, аудиорежиме и так далее — подобная информативность являлась одним из признаков Hi-Fi техники. Теперь, следуя нынешнему тренду лаконичности, разработчик освободился от изжитых предрассудков. В конце концов, тот, кто желает увидеть полную информацию о воспроизводимом фильме, всегда может нажать на пульте ДУ нужную кнопку, а то и вовсе воспользоваться смартфоном или планшетом.
Под дисплеем в ряд выстроились кнопки управления воспроизведением. Здесь также нет ничего лишнего — лишь самый минимум, необходимый для элементарных операций. Все прочие функции отданы кнопкам пульта ДУ.
В правой части лицевой панели имеется слот для карты памяти формата SD/SDHC/SDXC, в рабочем состоянии карта памяти утапливается вровень с панелью. Ближе к краю корпуса расположен порт USB 2.0, прикрытый резиновой заглушкой на ножке. Этот порт можно использовать для быстрого подключения переносных USB-накопителей.
А вот и она, изюминка: по бокам лицевой панели находятся откидные крышки, фиксирующиеся скрытыми магнитами. Под крышками расположены направляющие (салазки) для установки в плеер полноразмерных 3,5″ жестких дисков. Емкость каждого диска может достигать 10 терабайт. Конечно, стоимость таких накопителей приближается к стоимости самого плеера, и без того кусачей, но если пользователь мечтает собрать у себя дома все популярные HD-торренты, то почему бы и не дать ему такую возможность?
Тыльная сторона содержит основные служебные разъемы и коннекторы. Размещены они почти по всей площади задней панели. Здесь находятся следующие интерфейсы:
Немного странным, если не сказать больше, кажется отсутствие скоростного USB 3.0 либо eSATA, с помощью которых плеер можно было бы подключить к компьютеру в качестве внешнего накопителя. Каким же образом пополнять локальную медиабиблиотеку, находящуюся на инсталлированных жестких дисках? Ведь кроме проводной или беспроводной сети, иных способов «достучаться» до хранилища не существует. Думается, для перенесения очень больших объемов информации все же придется извлекать из плеера жесткие диски и подключать их к ПК через скоростные интерфейсы.
В металлическом дне плеера можно видеть вентиляционную решетку. За ней скрывается бесшумныйвентилятор Noctua диаметром 120 мм уровня Hi-End, который работает на выдув; включение и отключение вентилятора производится в настройках. Там же можно передать управление вентилятором автоматике: в таком режиме при отсутствии жестких дисков и при комнатной температуре вентилятор работать не будет.
Сняв верхнюю крышку плеера, можно видеть довольно большой объем свободного пространства. Благодаря ему системе не грозит перегрев. Даже процессор, лишенный активного охлаждения, вполне справляется с нагревом одним только радиатором.
Но нагрев — дело, как говорится, десятое. Нам придется поднять другой вопрос, гораздо более насущный: шум вследствие вибрации HDD. Конструкции плеера, очевидно, недостает жесткой и — крайне желательно — тяжелой рамы. Которая скрепляла бы и удерживала все прочие части, включая также салазки для жестких дисков. Эти направляющие HDD выглядят довольно хлипкими, что также сказывается на общем уровне шумов.
HDD, как известно, это один из самых главных факторов, генерирующих шум, издаваемый в работе системным блоком компьютера. Часто внутренняя вибрация дисков передается на корпус, а от него — поверхности, на которой он установлен, если конструкция аппарата не снабжена хорошо демпфирующими опорами. К сожалению, именно так происходит и в нашем случае. Вибрация жестких дисков в плеере иногда задействует мелкую вибрацию других деталей, вызывая внутреннее дребезжание. Его легко устранить, слегка постучав по корпусу. Но совсем другое дело, когда плеер, будучи установленным на стол или полку, назойливо гудит на низких частотах. Чтобы избавиться от этого гула, нам пришлось добавить к конструкции четыре кусочка плотного поролона. Никакие другие способы не помогут.
В данном случае звук можно представить графически: на следующих скриншотах показаны спектры, полученные без поролоновых прокладок и с ними (представлены моменты включения плеера). Низкочастотный гул в левом примере отчетливо виден. А уж как слышен…
Добавим, что плеер тестировался с двумя жесткими дисками: Toshiba DT01ACA200 емкостью 2 ТБ и Western Digital WD Caviar Green WD20EARX такой же емкости. Возможно, какие-то другие жесткие диски, более медленные, будут вести себя потише. Хотя вряд ли. Разве что это будут SSD.
Во время воспроизведения 4K-фильма максимальное потребление тока плеером достигает 23 Вт — такие значения показали два разных амперметра. Хотя если судить по официальным спецификациям, плеер должен потреблять до 60 Вт. Трудно представить, чем же таким нужно нагрузить плеер, чтобы он действительно использовал упомянутую в спецификации нагрузку.
Наконец, вернемся к вопросу нагрева. Этот вопрос не зря тревожит нас меньше всего, поскольку даже после длительного многочасового воспроизведения «тяжелого» контента при комнатной температуре и с закрытой крышкой аппарат не показывает никаких признаков опасного нагрева. Даже радиатор процессора за долгое время напряженной работы нагрелся лишь до 46 °C.
Вид сверху, корпус закрыт | Вид снизу | Вид сверху, крышка корпуса снята |
Комплектный пульт дистанционного управления имеет размеры 23×5×2 см и снабжен резиновыми кнопками. Каждое нажатие на любую кнопку вызывает помаргивание красной подсветки под кнопкой включения питания. Общая подсветка клавиш включается отдельно специально отведенной для этого кнопкой — по ее нажатию символы на пульте в течение 10 секунд подсвечиваются мягким желтым светом.
В верхней части пульта ДУ находится блок из пяти обучаемых кнопок, которые можно задействовать для управления телевизором, ресивером и другими бытовыми приборами. Довольно полезная функция, которую при всем желании не переоценишь.
Основные технические характеристики аппарата приведены в следующей таблице:
SoC |
Sigma Designs SMP8758
|
|
Аудиопроцессор |
ESS Sabre32 Reference (ES9018K2M)
|
|
ТВ-тюнер |
Цифровой DVB-C/T/T2 с питанием антенны
|
|
Воспроизведение | ||
Видео | Контейнеры |
MKV, MPEG-TS, MPEG-PS, M2TS, VOB, AVI, MOV, MP4, QT, ASF, WMV, ISO, BDMV, VIDEO_TS
|
Кодеки |
MPEG2, MPEG4, Xvid, WMV9, VC-1, H264, H.265 (HEVC) Hi10p
|
|
Аудио | Контейнеры |
MP3, MPA, M4A, AAC, WAV, WMA, FLAC, Ogg/Vorbis, WavPack, APE (Monkey’s Audio), ALAC (Apple lossless), SACD (Super Audio CD) (DSF, DFF, ISO), AC3, DTS, DTS-WAV
|
Кодеки |
MPEG-1/2 layer I/II/III, AAC, LPCM, WMA, WMAPro, FLAC, multichannel FLAC, Vorbis, WavPack, APE (Monkey’s Audio), ALAC (Apple lossless), SACD (Super Audio CD) (stereo DSD, multichannel DSD, stereo DST), AC3 (Dolby Digital), DTS; support for very high quality audio (up to 192 KHz / 24-bit and DSD512 24.576 MHz); HD audio bitstream passthrough (including DTS HD MA, Dolby True HD, Dolby Atmos, DTS:X)
|
|
Графика |
JPEG, PNG, BMP, GIF
|
|
Субтитры |
SRT (внешние), SUB (MicroDVD) (внешние), text (MKV), SSA/ASS (MKV, внешние), VobSub (MP4, MKV, внешние SUB/IDX), PGS (Blu-ray, TS, MKV)
|
|
Плейлисты |
M3U, PLS, CUE
|
|
3D-видео |
Side-by-side, Top-to-bottom, MVC
|
|
Интерфейсы | ||
Входы |
|
|
Выходы |
|
|
USB |
3 × USB 2.0
|
|
Сеть |
|
|
Источники данных |
|
|
Прочие характеристики | ||
Дисплей |
матричный
|
|
Блок питания |
встроенный, потребление до 60 Ватт
|
|
Дополнительные функции |
|
|
Поддерживаемые файловые системы |
EXT2, EXT3, FAT, FAT32, NTFS, exFAT, HFS/HFS+
|
|
Размеры (Ш×В×Г), вес |
437×67×300 мм, 4 кг
|
Включение плеера до полной готовности к работе занимает около 50 секунд. Нужно учесть, что за это время производится не только загрузка операционной системы и оболочки, но также инициализация жестких дисков и сетевого подключения.
Основное меню плеера, оформленное в классическом медиаплеерном формате, состоит из восьми пунктов.
Традиционно изучим в первую очередь настройки аппарата, это не только поможет составить первое впечатление о его возможностях, но и, возможно, укажет направление дальнейшего исследования устройства.
Присутствующие в этом разделе настройки раскиданы не случайным образом, они, по всей видимости, отсортированы по степени востребованности. Нам же имеет смысл разбить их на такие категории: общие, системные и специальные.
Общие настройки состоят из выбора языка интерфейса плеера, сброса настроек к заводским, установки даты и времени с возможностью их синхронизации с различными серверами, изменения внешнего вида интерфейса и поведения его элементов.
Общие настройки | Настройки даты и времени | Настройки оформления |
К системным настройкам будет логичным отнести такие пункты, как Приложения, Воспроизведение иПрочее. О содержимом пункта Приложения становится понятно уже по названию: в нем хранятся персональные настройки каждой предустановленной программы: веб-браузера, файловых браузеров, samba-сервера, погодного приложения, а также нескольких интернет-сервисов. В пункте Параметры воспроизведения можно изменить настройки языковых предпочтений при выборе аудиодорожки, настроить отображение субтитров и их внешний вид, активировать автоматическое возобновление воспроизведения и даже переназначить функции некоторых кнопок пульта ДУ. В пункте Прочеенаходятся изменяемые параметры, отвечающие за выбор кодировок текста по умолчанию, за состав информации, отображаемой на встроенном дисплее, работу вентилятора, время буферизации DVB и HLS, управление питанием, обновление прошивки, обновление и удаление установленных плагинов, а также за функцию создания снимков экрана.
Настройки приложений | Параметры воспроизведения | Прочие настройки |
Такое количество параметров вряд ли отыщешь в плеерах, даже максимально «продвинутых». Здесь учтены, кажется, все настройки, какие только можно учесть. Да плюс еще столько же. После такого изобилия к системным настройкам переходишь не иначе как с опаской. Но перейти надо, потому, что системные настройки — самые важные в плане производительности и качества воспроизведения контента.
Они, как уже говорилось, подразделяются на видео, аудио и сетевые настройки. Причем некоторые меню содержат внутренние дополнительные подменю, так, словно места для отображения всех пунктов на одном экране не хватило.
Настройки видео | Настройки звука | Сетевые настройки |
|
|
|
Отдельно следует отметить наличие в видеоразделе настроек VXP, особой технологии обработки видеосигнала, встроенной в видеопроцессор. Эта технология предназначена для поднятия качества транслируемого видеосигнала, в том числе при увеличении размера кадра вплоть до 4K. Заявляется, что особая технология обработки сигнала позволяет делать не банальный апскейлинг, а с тонко регулируемыми характеристиками контраста. Ведь при увеличении размера кадра всегда и в первую очередь страдает именно контрастность границ, которые становятся размытыми и апскейлинг оказывается виден невооруженным глазом.
Чуть позже мы обязательно рассмотрим эту технологию, изучив и сравнив видеокадры, полученные в разных режимах воспроизведения, с включенной технологией VXP и с выключенной. Заодно оценим и другие преимущества VXP, ведь не единым апскейлингом занимается видеопроцессор.
Изучив настройки плеера, можно сделать еще один вывод: аппарат создавался в качестве продвинутого инструмента для высококачественного вывода стереозвука. Похоже, эта цель ставилась далеко не последней, если судить по тому, что звуком здесь управляет ESS Sabre32 Reference (двухканальная версия). Этот 32-битный цифроаналоговый преобразователь в разных своих вариациях давно и широко известен в аудиофильской среде, считаясь довольно качественным ЦАПом. А благодаря наличию в нашем плеере коаксиального S/PDIF-аудиовхода, его можно использовать в роли внешнего DAC с балансными аудиовыходами.
К сожалению, звук, его особенности, нюансы и оттенки трудно описать словами. И как бы аудиофилы ни желали увидеть здесь дежурные фразы о детальности и окрасе, мы делать этого не станем по одной естественной причине: глубину и кристальность нельзя измерить. А правом поделиться своими субъективными впечатлениями пусть воспользуются реальные поклонники хорошего звука, которые, вне всякого сомнения, уже на практике ознакомились с рассматриваемой моделью плеера.
Последний пункт настроек — информационный. Здесь можно увидеть версию прошивки аппарата, вид лицензии, текущий IP-адрес.
Плеер оснащен двумя сетевыми адаптерами: гигабитным Ethernet и двухдиапазонным Wi-Fi. При беспроводном подключении к 2,4-гигагерцовой точке доступа (маршрутизатор Zyxel Keenetic Lite III) характеристики подключения выглядят следующим образом:
Конечно же, это максимальные теоретические значения, которые плохо соотносятся с практикой и в условиях суровой реальности могут измениться на порядок. То же касается и проводного соединения, которое, несмотря на свою гигабитность, может работать не так быстро, как предполагает название стандарта. Для проверки средней скорости обмена данными мы провели простейший эксперимент: скопировали один и тот же файл с сетевого хранилища (NAS Synology DS212j) на жесткий диск плеера и обратно, устройства при этом были соединены между собой посредством гигабитного сетевого коммутатора. Копирование было произведено дважды, с проводным подключением и с беспроводным. Общий результат сведен в одну табличку. К сожалению, у нас под рукой не оказалось маршрутизатора, который бы поддерживал оба диапазона Wi-Fi (2,4 и 5 ГГц), поэтому пришлось ограничиться «классическим» подключением на частоте 2,4 ГГц.
C сетевого хранилища на HDD плеера (протокол SMB) | С HDD плеера в сетевое хранилище (протокол SMB) | |
Ethernet | 15,6 МБ/с | 14,3 МБ/с |
Wi-Fi 2,4 ГГц | 4,0 МБ/с | 7,2 МБ/с |
Но и полученные результаты вызывают достаточное количество вопросов. Во-первых, проводная связь. Какова причина столь невысокой скорости Ethernet адаптера? По всей видимости, ответ может скрываться в самом SoC, который, фактически, является обновленной версией чипа многолетней давности и ориентирован в первую очередь на работу с видео в BD-плеерах, а не в сетевых хранилищах. Аппаратными особенностями можно объяснить также разную скорость Wi-Fi-адаптера, которая изменяется почти в два раза в зависимости от направления передачи. Здесь могут сказываться особенности сочетания беспроводных чипов плеера и маршрутизатора; не следует забывать и о том, что адаптеры изначально могут иметь разные скорости приема и передачи. Наконец, значительную роль в увеличении скорости сети могут играть такие факторы, как использование протокола NFS вместо SMB, использование файловой системы EXT3 в жестких дисках вместо NTFS, расстояние до точки доступа Wi-Fi, наличие преград и других сетей, вещающих на тех же каналах. В таких идеальных условиях можно добиться двукратного увеличения скорости копирования. Что, однако, не отменяет существующего положения, которое заключается в следующем: основное использование обоих адаптеров, проводного и беспроводного, производитель видит лишь в просмотре высокобитрейтного видео с сетевых накопителей. При этом речь о сетевом копировании контента на установленные в плеер жесткие диски даже не идет. Ведь каждому понятно — для того, чтобы «забить» вероятные 20 терабайт контентом, потребуется около месяца беспрерывного копирования. Таким образом, единственным разумным вариантом наполнения домашней медиабиблиотеки на жестких дисках видится изъятие HDD из плеера и подключение их к ПК через скоростные интерфейсы (USB 3.0, eSATA). Ведь именно поэтому разработчик предусмотрел в плеере быстрый доступ к жестким дискам, обеспечив к тому же возможность их «горячей» замены.
Ввиду наличия в плеере цифрового ТВ-тюнера есть смысл рассмотреть его работу в первую очередь. Необычен сам факт включения тюнера в состав медиаплеера, предназначенного главным образом для воспроизведения уже имеющегося локального контента либо интернет-медиа. Возможно, таким образом разработчик пытается повысить степень универсальности аппарата. Однако, если вспомнить о том, что недешевый плеер наверняка подключается к достаточно современному телевизору, то можно спрогнозировать наличие в этом телевизоре всех необходимых приемников. Как цифровых, так и аналоговых (да-да, аналоговое ТВ до сих пор существует и транслируется многими провайдерами). Следовательно, для того, чтобы заставить пользователя отказаться от приемника, встроенного в телевизор, в пользу приемника, встроенного в плеер, требуется нечто большее, чем один лишь факт наличия такого приемника. Например, возможность вести запись эфира, да еще и по расписанию. Пусть такая функция имеется практически в любом ТВ с цифровым тюнером, но в плеере ее можно было бы расширить за счет внедрения, к примеру, фоновой записи, или записи по таймеру, или записи на сетевой накопитель. В нашем плеере имеется возможность записи эфира, однако какие-либо настройки расписания записи в плеере отсутствуют.
Поиск доступных каналов производится предварительно в настройках плеера, сам же просмотр запускается соответствующей иконкой из раздела ТВ главного меню. Здесь собраны вообще все телевизионные ресурсы, если считать таковыми IP телевидение и сервисы, их предоставляющие.
Понятно, что собственно к тюнеру относятся лишь две иконки: Цифровое ТВ и Кабельное ТВ. Хотя первую из них следовало бы назвать Эфирным ТВ, поскольку использование слова «цифровой» подразумевает наличие где-то рядом еще и возможность приема аналогового ТВ. Но аналогового тюнера в плеере нет, имеющийся приемник «ловит» только цифровой поток. И уж каким образом этот поток поступает на антенный вход — по воздуху или по кабелю — дело, как говорится, десятое. Вся-то разница лишь в частотах, интервалах и прочих модуляциях кабельного сигнала, точные параметры которых нетрудно отыскать на сайте ТВ-провайдера.
Изучим работу плеера с эфирным ТВ. Речь идет об открытых эфирных каналах, незакодированных провайдером. В России такая трансляция ведется в стандарте DVB-T2. При этом хороший прием в разных регионах не гарантируется. Он сильно зависит от расположения передатчика. Не возбраняется и наличие хорошей принимающей антенны с усилителем. Например, такой:
Принимаясь за поиск эфирных каналов, автор был практически уверен, что ничего полезного из этой затеи не выйдет. Здесь, в этом «бетонном мешке», когда вид из окна ограничен тесно составленными железобетонными многоэтажными коробками, а сигнал с ближайшей соты мобильного оператора приходится ловить, стоя у окна — ну какое тут цифровое ТВ! Однако, по всей видимости, сказалось удачное расположение этих отражающих бетонных стен. Хотя и антенна, вероятно, сыграла не последнюю роль. А может, просто звезды так сошлись. В любом случае итог таков: все положенные 23 федеральных канала были найдены плеером в считанные минуты. Уточним: ближайший ретранслятор мощностью 1 кВт находится на расстоянии пяти километров, при этом сигналу требуется пересечь центр довольно большого города с соответствующей плотной застройкой.
Рассуждать о качестве цифрового ТВ несерьезно. Цифра — она тем и отличается от аналоговой передачи: сигнал либо есть, либо его нет; третье состояние относится к категории слабого сигнала, когда картинка «замерзает» или рассыпается на квадратики.
Вместе с картинкой тюнер принимает сопутствующую информацию: иконки каналов, программу передач, поток субтитров (если таковой имеется).
Информация о текущей передаче | Список каналов с ТВ-программой |
Покончив с эфирным ТВ, перейдем к кабельному. Так выпало, что ТВ-провайдер, услугами которого пользуется автор, транслирует по кабелю два типа сигнала: аналоговый и цифровой в формате DVB-C без шифрования. При этом список каналов в том и другом пакете серьезно разнится. Однако наш плеер, не имея аналогового тюнера, видит в кабеле только цифровой сигнал. Впрочем, туда ему и дорога, аналогу, с таким-то его качеством.
Настройка кабельных каналов значительно отличается от поиска эфирного сигнала. Дело в том, что тут используется гораздо больше параметров и их вариаций. Знать их все до последнего — крайне необходимо. Иначе плеер, произведя поиск с установленными по умолчанию, например, модуляцией или символьной скоростью, пожалуется на отсутствие всякого сигнала. Но, как уже говорилось, нужную информацию можно найти на сайте провайдера, в результате чего поиск обязательно удастся. Так, как он удался в нашем случае.
Настройки поиска кабельного ТВ | Результат поиска |
Просмотр кабельных каналов ничем не отличается от просмотра эфирного ТВ, здесь доступны та же информация и сопутствующие настройки. Эти настройки содержат возможность выбора звуковой дорожки (если их несколько) и потока субтитров при их наличии. Разрешается изменить масштаб картинки и соотношение сторон, отрегулировать яркость, контрастность и насыщенность. Также имеется инструмент, позволяющий задействовать двухрежимный аппаратный деинтерлейсинг.
Список каналов с ТВ-программой | Настройка параметров просмотра |
Во время просмотра пользователь может утолить техническое любопытство и увидеть информацию об уровне принимаемого сигнала и его качестве, такую функцию вряд ли отыщешь в обычном телевизоре.
Как мы помним, плеер предоставляет возможность записи эфира. Включается она неприметной кнопкой на пульте дистанционного управления. При этом запись производится на первый доступный накопитель.
Старт записи эфира | Папка с записями на HDD | Файлы записи эфира |
У разных провайдеров и в разных эфирах параметры записанных файлов могут различаться, в нашем случае видео оказалось сжатым двумя кодеками: MPEG2 для трансляции с SD-разрешением кадра и AVC для трансляций с размером кадра Full HD.
SD | HD | |
Контейнер, кодек | TS, MPEG2 | TS, AVC |
Размер кадра | 720×576 4:3 | 1920×1080 16:9 |
Частота кадров | 50i | 50i |
Битрейт | 3500 Кбит/с | 9400 Кбит/с |
Звук | MPEG2 192 Кбит/с стерео | |
Примеры записей | Скачать | Скачать |
Сам факт возможности записи эфира чрезвычайно важен, однако повторим: теперь неплохо бы расширить функциональность тюнера, добавив в нее планировщик, а также режим Time-shift.
О деинтерлейсинге следует рассказать отдельно. Видеопроцессор плеера может устранять чересстрочность двумя методами: Bob и VXP. Зримую, отчетливую разницу между работой этих деинтерлейсеров уловить непросто. Но мы все же попробуем захватить несколько кадров в разных режимах, пока жираф не ушел:
Деинтерлейсинг выключен | Bob-деинтерлейсинг | VXP-деинтерлейсинг |
Действительно, увидеть эту разницу непросто. Кажется, оба способа деинтерлейсинга устраняют пресловутую расческу одинаково аккуратно. Однако подобный эксперимент, но уже с картинкой другого характера, с более четкими границами (мультипликация), показывает очевидные различия результатов обработки:
Деинтерлейсинг выключен | Bob-деинтерлейсинг | VXP-деинтерлейсинг |
Как видим, при деинтерлейсинге по методу Bob наклонные контрастные границы движущихся объектов испещрены ступеньками, в то время как VXP-обработка устраняет всякий алиасинг. Впрочем, напомним, что при просмотре обычного видео эти микроступеньки вряд ли будут бросаться в глаза.
Другое дело — сама технология VXP, которой снабжен видеопроцессор. Ее работу можно увидеть невооруженным глазом, а благодаря наличию функции Demo — еще и сравнить самым нагляднейшим образом. Дело в том, что при включенной Demo-функции экран делится на две половины: в левой части отрисовывается изображение, обработанное VXP, а правая часть остается без изменений.
По сути, вся деятельность VXP-обработчика в данном контексте сводится к ловкому манипулированию контрастом, благодаря чему изображение кажется более насыщенным и детализированным. Примечательно, что видеопроцессор обрабатывает таким образом не каждый кадр. Усиление контраста производится не постоянно и зависит от характера текущего изображения. Например, если сцена уже имеет максимально возможный контраст, то VXP ее не тронет, не превратит в выжженный снимок.
Кстати, «побочным» полезным действием VXP-обработчика является более качественный вывод SD-сигнала на большие панели, нежели это делает встроенный в ТВ видеопроцессор. Улучшение особенно заметно при эксплуатации 4K-телевизора. Так, при воспроизведении на 4K-панели видеороликов, имеющих размер кадра SD либо при просмотре на этом телевизоре телеканалов с SD-разрешением картинка выглядит неимоверно мутной и неясной. Но если за дело берется рассматриваемый плеер с активированной функцией VXP, то впечатление от просмотра меняется. Пусть не кардинально (откуда в SD-картинке взяться Ultra HD-детализации?), но значительно. Увеличивая площадь изображения в восемь раз, VXP-процессор динамически отыскивает и исправляет зоны кадра, в которых недостает контраста и насыщенности. Тем самым и получается мнимое увеличение детализации.
Следующий тест может выглядеть несколько оскорбительным для плеера подобного уровня, но порядок есть порядок. Краткая предыстория: некоторые плееры (необязательно дешевые — скорее, узкоспециализированные) при выводе сигнала могут ловчить, выдавая вместо оригинального сигнала так называемый апскейл. Размер кадра при этом остается «правильный», однако ни о какой исходной детализации и речи не идет. Разумеется, рассматриваемый плеер не будет заниматься таким подлогом: видеопроцессор здесь достаточно мощный, чтобы обработать кадр в полном размере. В этом легко убедиться, воспроизведя специальный файл, где линии толщиной в один пиксель расположены на таком же расстоянии друг от друга. Ввиду пока еще чрезвычайной редкости устройств захвата 4K-сигнала, нам придется сфотографировать экран 4K-телевизора, на котором воспроизводится файл.
Сравнивая эти снимки, параллельно можно убедиться, что на картинке, где присутствует контрастная графика, технология обработки сигнала VXP никак себя не проявляет. А зачем, ведь картинка и без того предельно контрастная.
На этом испытания не заканчиваются, впереди самое интересное: графическое описание глубочайшей скорби, которой преисполнены сегодня некоторые потенциальные покупатели медиаплееров. Кручина этих пользователей с перфекционистскими наклонностями вызвана тем, что очень уж медленно и неохотно продвигается на рынок стандарт 4K c высокой частотой кадров. Хуже того, еще и по поводу кодека до сих пор нет единого мнения. Помнится, несколько лет назад мы это уже проходили, но с одним отличием: вопрос касался новейшего на тот момент Full HD-разрешения. Сейчас весь процесс повторяется с удивительной похожестью. Как и прежде, в авангарде прогресса, на рынке съемочной техники, наблюдаются метания в поисках оптимального кодека, в связи с чем появляются редкие, пока еще экспериментальные HEVC-камеры и камеры, снимающие 4K-материал с частотой 50/60 кадров в секунду. Точно такой же разброд и шатание наблюдается в арьергарде, в рядах воспроизводящей техники: разработчики, не видя четкого ориентира, не спешат оснащать плееры дорогостоящими видеопроцессорами, которые способны аппаратно декодировать весь нынешний зоопарк форматов, размеров кадра и частот.
Если судить по сегодняшнему положению на рынке медиаплееров и телевизоров, становится очевидно, что большинство разработчиков ограничивает свои изделия возможностью аппаратного декодирования 4K-видео с частотой 30 кадров в секунду. Что характерно, в качестве оптимального кодека для видео с размером кадра 4K, все чаще рассматривается HEVC (H.265). При этом аппаратное декодирование 4K-видео, которое сжато предыдущей версией кодека AVC (H.264), становится невозможным либо производится с ошибками. Таким образом, прогноз аппаратного декодирования видео на ближайшее будущее можно выстроить с учетом уже существующих приоритетов:
AVC (H.264) | HEVC (H.265) | |
Максимальный размер кадра, максимальная частота | 1920×1080 60p | 3840×2160 (4096×2160) 30p |
Ну а теперь взглянем на фотографическое подтверждение наших прогнозов. Для этого нужно воспроизвести плеером специальные видеофайлы, в которых стрелка делает круг по циферблату со скоростью один оборот в секунду, или одно деление за кадр. С такой же скоростью перемещается по своим клеточкам белый прямоугольник в верхней части кадра. Если во время воспроизведения сфотографировать экран телевизора фотоаппаратом с выдержкой в одну секунду, на снимке зафиксируется каждый кадр, сколько бы их ни было в файле, 24 или 60. Равномерное распределение светлых зон означает адекватное декодирование видеопотока, кадр-в-кадр. Но если на снимке заметны пропуски вместо следа от стрелки, или, наоборот, слишком яркие ее следы, это указывает перескок-пропуск кадра или кадров, либо на дублирование кадров. В «реальной жизни», при просмотре фильмов, эти пропуски и дублирования будут выглядеть как кратковременные подергивания и замирания картинки, то есть, ни о какой плавности движения нельзя и говорить. Мы подготовили два набора тестовых 4K-файлов, первый сжат классическим H.264, а второй — «новым» H.265.
Размер кадра, частота | AVC (H.264) | HEVC (H.265) |
3840×2160 24p | ||
3840×2160 25p | ||
3840×2160 30p | ||
3840×2160 50p | ||
3840×2160 60p |
Определенно мы были правы. На полученных фотоснимках четко видно, что плеер, воспроизводя файлы с кодеком AVC, «сломался» уже на 30 кадрах в секунду. В то же время, файлы с такой же частотой кадров, но сжатые HEVC, воспроизводятся плавно. Ну а далее как мы и предсказывали: очевидна одинаковая неспособность плавного вывода 4K-видео, имеющего частоту выше 30 кадров в секунду. Независимо от используемого кодека. Что еще раз указывает на некую договоренность, или обоюдное равнение на один стандарт, в котором нет места для плавного Ultra HD. По крайней мере, в ближайшем будущем.
Но совсем иначе дело обстоит с «классикой», с Full HD. Такое видео, будучи сжатым AVC, оно ровно и гладко воспроизводится вне зависимости от частоты кадров. Заодно, чтоб ячейка таблицы не пустовала, мы проверили плавность воспроизведения 3D-видео стандарта MVC (ISO образ диска Blu-ray 3D).
1920×1080 24p | 1920×1080 25p |
1920×1080 30p | 1920×1080 50p |
1920×1080 60p | 3D BD ISO 1920×1080 24p |
А ведь всего-то несколько лет назад декодирование высокочастотного Full HD значилось уделом избранных. По крайней мере, только-только появившиеся Android-плееры никак не могли обработать 1080 60p без пропусков кадров, а камеры, снимающие видео с такой частотой, были дорогостоящей редкостью. Экстраполируя прогресс Full HD видео на появившееся недавно 4K, можно спрогнозировать примерную дату всеобщего принятия стандарта 4K 50/60P: через пять-десять лет такое видео будет легко декодироваться «каждым утюгом». Ну а пока можно ломать копья, негодовать, взывать к совести разработчиков и заниматься прочими деструктивными упражнениями, которые никак не изменят положения и не ускорят прогресс. А можно поступить иначе: трезво оценить нынешнее состояние кино- видеорынка и подсчитать количество фильмов, выпущенных в формате 4K 60p, которые позарез требуется посмотреть именно с таким разрешением и такой частотой кадров. А вот когда ответ на этот вопрос будет получен, желание пороптать на тему медлительности разработчиков медиаплееров и видеопроцессоров отпадет само собой.
Мы выбрали второй вариант, решив не прекращать изучение плеера лишь по причине невозможности плавного воспроизведения 4K 60p. Практически любое видео и аудио, которые сегодня доступны из различных источников, включая не совсем легитимные, воспроизводится нашим плеером беспрекословно. Трудно отыскать формат или контейнер, который бы не поддерживался аппаратом.
Выбор контента для воспроизведения производится в удобном файловом браузере либо браузере сети. Почему удобном? Да хотя бы потому, что внешний вид и расположение файлов и папок можно изменять по желанию. Потому, что количество доступных пользователю операций перекрывает любой запрос. Ну и, конечно, потому, что работают эти браузеры — традиционно для всех плееров Dune — мягко, плавно и быстро; плеер не «задумывается» надолго при открытии локальных или сетевых папок.
Файловый браузер, операции с файлами | Браузер сети |
Во время просмотра любого видеоролика плеер предоставляет стандартные средства для навигации и прочих действий. Таких, как выбор аудиодорожки и потока субтитров, изменение размера кадра и соотношения сторон, включение/отключение деинтерлейсинга и VXP-обработчика, а также активация или выключение 3D-режима. Кстати, обратите внимание: теперь любое меню и функция, включая даже файловый браузер, отображается поверх видео, воспроизводимого в фоне со звуком.
Быстрый переход по файлу с интервалом в 10 секунд | Меню функций, отображаемое поверх воспроизводимого видео |
Такое же меню отображается и непосредственно во время просмотра 3D-видео, в этом случае меню также имеет 3D-формат, но выводится с чуть большим параллаксом, отчего кажется, будто оно расположено значительно выше основной картинки, то есть ближе к зрителю.
Фанаты дисковых Blu-ray меню могут не беспокоиться: плеер полностью поддерживает отображение как lite (сокращенной), так и full (полной, с Java) версии этих компонентов. Речь, разумеется, о просмотре образов дисков в формате ISO либо о просмотре папок со всем содержимым Blu-ray-диска.
Главное меню Blu-ray-диска | Всплывающее pop-up-меню | Режим навигации по главам |
Все эти стандартные для серьезного медиаплеера функции вряд ли есть смысл подробно описывать — это было многократно сделано в обзорах прежних версий аппаратов самых разных брендов, не только Dune. Но вот на что действительно следует обратить внимание, так это на фирменные функции, аналог которых вряд ли отыщется в других моделях.
Например, в рассматриваемом плеере имеется крайне полезная функция Моя коллекция. Запускается она специальной одноименной иконкой, расположенной в главном меню-карусели.
Суть этой функции — каталогизация. Она сводится к банальному, на первый взгляд, индексированию содержимого локальных или сетевых дисков и папок с последующим упорядочиванием контента и его представлением в разных конфигурациях. Звучит стандартно, однако все дело в особенностях реализации технологии. Ну а то, с каким тщанием разработчики Dune относятся к доведению до ума своего программного обеспечения, знает каждый. Похоже, и в этот раз время на разработку было потрачено не зря. Здесь продумана каждая мелочь, даже такая, как временное физическое отсутствие доступа к ранее проиндексированным фильмам (например, не работает сеть, выключен сетевой или USB-накопитель): плеер «понимает», что в данный момент просмотреть эти фильмы нельзя, поэтому не отобразит их в коллекции «Доступные сейчас фильмы».
Главное меню Моя коллекция, выбор функции | Выбор фильма по жанрам |
Поиск фильма возможен не только по жанрам или папкам, пользователю достаточно ввести одно слово из названия фильма, и тот будет найден.
Как это все работает, понимает, наверное, каждый. Для того, чтобы создать базу данных о доступных фильмах, плеер анализирует названия файлов или папок, после чего отыскивает в Сети всю доступную информацию об этих фильмах и сохраняет ее в своей базе данных. В результате пользователь без труда может не только прочитать краткую рецензию или список актеров, но даже просмотреть трейлер фильма.
Обложки фильмов | Описание выбранного фильма | Просмотр трейлера |
Конечно, без вмешательства пользователя плеер не станет изучать все доступные ресурсы в окружении. Для того, чтобы добавить в Мою коллекцию сетевую папку с фильмами, требуется указать путь к ней. Включая логин и пароль, если папка находится на сетевом ресурсе. При этом плеер позволяет выбрать один из двух сетевых протоколов: SMB или более скоростной NFS.
Добавление папки в коллекцию | Ввод имени папки, сетевого адреса, логина и пароля |
Скорость индексирования приятно удивила: пользовательская сетевая папка, пусть и не столь объемная, была просканирована за каких-то полторы минуты. При этом были найдены и распознаны все без исключения находящиеся в папке и ее подпапках фильмы, для каждого создан набор актуальной информации: постер, описание, список актеров и ссылка на трейлер.
Отчет об окончании индексирования | Новая папка в списке Моя коллекция |
Распределенные по жанрам фильмы | |
Возможно, кому-то данная функциональность покажется излишней, ведь хранить огромные массивы информации на локальных дисках сейчас нет никакого смысла: любой нужный контент отыскивается и скачивается в течение минут или часов. Но тут мы вновь возвращаемся к ранее поставленному вопросу о необходимости домашней коллекции емкостью в 20 терабайт. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, у каждого пользователя имеются свои предпочтения.
Наконец, звук. Мы обещали не касаться тонких материй — тембра, характера — и обещание это сдержим. Вместо субъективных описаний попытаемся осветить технические аспекты подключения для передачи звука. Например, в плеере имеется недокументированная особенность вывода аналогового звука. Она заключается в том, что при эксплуатации аналоговых аудиовыходов рекомендуется выставить максимальную частоту дискретизации, равную 192 кГц, а если плеер при этом подключен к ТВ напрямую через HDMI — отключить вывод цифрового звука. Это необходимо для того, чтобы согласование режима работы плеера и режима работы ТВ не оказали деструктивного влияния на внутренний звуковой тракт плеера. При эксплуатации плеера пользователь может натолкнуться еще на несколько похожих «подводных камней», однако разработчик, будучи осведомлен об их наличии, постоянно работает над усовершенствованием прошивки. Так, в ближайшем будущем — в следующей очередной версии прошивки — будут реализованы новые пункты настроек, благодаря которым повысится наглядность и удобство эксплуатации аналоговых аудиовыходов.
Еще один важный момент, напоминать о котором приходится практически в каждой статье. Существует такая категория пользователей, которые, не отличаясь высоким уровнем осведомленностью, тем не менее, предъявляют явно завышенные, нереализуемые требования к приобретенному гаджету. Например, аудиофил, заслышав о высоком качестве аудиотракта, поспешит приобрести плеер, не разоравшись прежде в особенностях управления воспроизведением. И тут же наткнется на такую очевидную и потому недокументированную мелочь, как затрудненная навигация или поиск музыки без подключения к телевизору. Действительно, имеющийся на лицевой панели плеера дисплей умеет отображать названия папок и файлов, но для того, чтобы добраться до нужного файла, пользователь должен четко представлять и помнить всю структуру папок, названия сборников или отдельных файлов. Ведь дисплей содержит всего одну текстовую строку.
Тут большую помощь может оказать возможность управления плеером с помощью мобильных устройств. Точнее, могла бы. Существует несколько разных приложений с разной функциональностью, позволяющих управлять плеером через локальную сеть. Но, к сожалению, большинство из них всего лишь эмулируют пульт ДУ.
Отыскать действительно хорошее приложение оказывается очень непросто ввиду большого их выбора.
Однако есть и хорошие новости! Так, разработчик обещает скорое появление новый версий мобильных приложений для управления плеером через локальную сеть. Функциональность их позволит запускать воспроизведение музыки, в том числе с сетевых хранилищ по протоколам NFS/SMB, включая поддержку музыки в формате DSD/SACD, lossless-образов аудиодисков в форматах FLAC/APE/WV, встроенных и внешних CUEsheets, тегов и обложек. Звучит, прямо скажем, исключительно обнадеживающе!
Но еще раньше ожидается анонс новой прошивки с поддержкой технологии AirPlay. Эта функция на данный момент уже реализована и находится в стадии внутреннего тестирования. Меломаны, использующие сервис AirPlay на мобильных iOS-устройствах, смогут стандартными средствами iOS выбрать медиаплеер Dune в качестве аудиоприемника, что позволит выбирать музыку в любом музыкальном приложении на своем мобильном iOS-устройстве и в один клик отправлять ее для воспроизведения на медиаплеер Dune. Передача музыки на медиаплеер при этом будет происходить в lossless-качестве (кодек Apple Lossless, 44,1 кГц). При этом поддерживается перемотка, переход по плейлисту, а также передача и отображение на ТВ-экране обложек и тегов (трек, исполнитель, альбом, жанр). Это же можно будет делать при использовании любого приложения на Mac или Windows-компьютерах при использовании приложения iTunes, а также потенциально на любых устройствах при использовании приложений с поддержкой AirPlay.
В заключение эксплуатационной главы вспомним об интернет-сервисах, которыми просто напичкан плеер. По умолчанию их установлено немало, однако еще больше плагинов и приложений дожидаются пользователя в фирменном магазине Dune Store. Конечно, некоторая часть сервисов требует оформления абонемента, или платной подписки. Но экономному пользователю будет вполне достаточно и бесплатных ресурсов.
1-й музыкальный | Life News | Бродило TV |
Web-браузер | RadioTime | SHOUTcast |
Tvigle | ||
Ivi.ru | GisMeteo | |
Megogo | Яндекс панель | |
YouTube | Яндекс-карты | |
Условно эти приложения можно разделить на телетрансляции, радиотрансляции и информационные ресурсы. С таким выбором приложений и сервисов не всякий пользователь доберется до своего локального хранилища.
Детальное знакомство с изделием позволяет судить о нем, опираясь на факты. Причем необязательно положительные, ведь идеальных устройств не существует. Рассмотренный медиаплеер обладает как недостатками, так и положительными свойствами. Но, к счастью, далеко не в равной мере: равновесных достоинств в аппарате гораздо больше. Так что список явных недостатков состоит всего из двух пунктов.
Этот список можно было бы пополнить отсутствием аппаратной и корректной поддержки воспроизведения видео 4K с высокой частотой кадров, однако мы уже договорились чуть-чуть подождать. Всего-то несколько лет, пока вся видеосфера, включая производителей фильмов вместе с разработчиками камер и процессоров, не определится со стандартами окончательно.
Перечислять сильные стороны устройства значительно проще, чем недочеты, пусть и дольше.
Мы перечислили лишь те аспекты, с которыми пользователь наверняка столкнется лично во время эксплуатации прибора. Помимо них, устройство скрывает и другие возможности, оценить которые не так-то просто. Например, поддержка HEVC с 10-битным кодированием, что позволяет осуществить вывод более миллиарда цветовых оттенков. Однако для того, чтобы увидеть и понять такое цветовое представление, требуется очень непростая ТВ-панель, ведь подавляющее большинство современных телевизоров являются 8-битными и теоретически могут отобразить «всего лишь» 16,8 миллионов оттенков. Таким образом, рассмотренный плеер хранит в себе некий запас прочности, серьезный задел на будущее.
Пока шла работа над этим обзором, разработчики выпустили некоторые важные обновления программного обеспечения плеера. Например, теперь встроенный сервис-каталогизатор «Моя коллекция» индексирует еще и аудиофайлы.
Как ни жаль, но рамки статьи не позволяют описать функциональность умного дома, которая осуществляется с помощью встроенного контроллера Z-wave. Этот беспроводной протокол связи разработан специально для домашней автоматизации и позволяет использовать плеер в качестве управляющего устройства-контроллера. Искренне надеемся, что наши коллеги уделят этой теме должное внимание.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор медиаплеера Dune HD Duo 4K: